Третьякова Ирина Петровна. Персональный сайт педагога.

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 24118.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Ирина Третьякова (УИ №524475, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Конспект НОД для старших дошкольников «Русская песня - душа народа»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Музыкальная деятельность»

 Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

«Русская песня – душа народа»

Цель:  приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными песнями.

Задачи:

1.Формировать устойчивый интерес детей к традициям русского народа, русскому фольклору, музыкальной культуре своего народа.

2.Обобщить знания детей о жанрах русской народной песни (колыбельные, хороводные, плясовые, частушки).

3.Развивать  у детей эмоциональный отклик на народную музыку.

4.Развивать музыкальные способности детей: певческий голос, навыки выразительного исполнения.

5.Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям русской культуры.

Ход занятия.

Слайд 1

Дети заходят под р.н.м.  «Ах, ты береза»

Приветствие Утро начинается,

Вместе мы встречаемся,

Поет:  «Здравствуйте, ребята!»

Дети ответ поют: «Здравствуйте!

Я вам очень рада.

Муз. рук: А сейчас поприветствуем наших гостей.

Дети поют: «Здравствуйте!

Недаром  в народе говорят: «Где песня поётся, там весело живётся».

А песня русская … и  в березах,

Песня русская в хлебах,

На покосах,  на морозах,

На санях и на лугах.

Столько песен у России –

Сколько во поле цветов.

Столько песен у России,

Сколько в рощице берез….

  С. Есенина «Русская песня».  

 

Какую русскую народную песню о березке вы знаете?

(“Во поле береза стояла»)

С  давних пор до нас дошла хороводная песня «Во поле береза стояла».

Стройную, белую,  кудрявую  березку  всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.  Березу  считают символом России, символом Родины. Россия и береза -  эти два понятия неразделимы.

 Мы по кругу пойдем, хоровод заведем.

 Хоровод  «Во поле береза стояла»

Дети исполняют хоровод, и спокойным шагом садятся на стулья.

II  часть

Слайд 2.

 

Муз. рук.: У каждого из вас есть день рождения, вы знаете, в каком месяце вы родились и какого числа. А вот русская народная песня не имеет дня рождения, никто не знает, когда появилась первая народная песня.

А было это  возможно так:

Слайд 3.

 «Вот пристроил мужик к своей избе новые сени, радуется. Присел на завалинку да давай наигрывать на балалайке да припевать все, что на ум придет:

«Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои.

Сени новые, кленовые, решетчатые...»

Слайд 4.  А мимо шагал с поля другой мужик, услышал он веселую задорную песню. Она ему понравилась. Пришел он в свою деревню, взял в руки гармошку да давай вспоминать песню, которую недавно слышал. Раньше ведь нот никто не знал,  запоминали по памяти. Стал петь да играть, да только уж по-своему.

Так и передавались песни от одного человека к другому. Дети слышали, как поют старшие, запоминали. А когда сами подрастали, пели их своим детям.  Так и  передавались песни из

поколения в поколение.

А кто их сочинил, мы так и не знаем, говорим – народ. С тех пор стали называть песни народные.

 

Русских  народных песен очень много, не сосчитать: трудовые,  календарные,  свадебные,  хороводные,  игровые, плясовые, исторические песни,  лирические протяжные песни, частушки и др.

Слайд 5.

А еще о песне есть такие пословицы:

-Песня - душа народа.

-Беседа дорогу коротает, а песня работу.

-Весело поется, весело прядется.

-Без частушек прожить можно, да что-то не живут.

-Голосу нет, душа поет.

-Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

 Слайд 6.  Песня сопровождает человека всю его жизнь.

  О чем же мы узнаем из песен? (Ответ).

  О том, как работали, как отдыхали люди. Что ели, как одевались.

  О том, как любили, страдали, растили детей, как воевали, побеждали.

  Очень много народных песен о красоте природы, о полях, реках, лесах, садах. Из песен мы узнаем, о чем мечтали люди.

  В песнях высмеиваются отрицательные черты  характера человека: лень, трусость, жадность. Воспевается доброта, смелость, красота, трудолюбие.

Муз. рук.: А какую первую песню слышит человек?

Слайд 7.

Первая песня,  которую напевает каждая мама своему сыночку или дочке.  (Ответ).

  Да, это колыбельные песенки. А почему их так назвали? Потому что они исполнялись у колыбели. Раньше колыбелью называли кроватку, от слов «колебать», качать. Эти песенки  должны были помочь маме уложить ребёнка спать, убаюкать.  

 Слайд 8.  В колыбельных песнях мы слышим, как мама призывает птичек помочь…..

Люли- люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стала гули ворковать,

Нужно Ване крепко спать.

Просит собачку не лаять….  

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолоба, не скули,

Нашу Машу не буди.

А капризного ребенка может ласково припугнуть сереньким волчком.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И утащит за бочок.

Колыбельные песни пели спокойно,  протяжно.   

Девочки,  возьмите свои  любимые игрушки и ласково укачайте их, убаюкайте.

Девочки  исполняют колыбельную песню «Котя, котенька, коток»

Котя, котенка, коток,
Котя,  серенький хвосток,
Приди котик ночевать,

Нашу  деточку качать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока,
И  кусочек пирога.

 

Все колыбельные  песни пронизаны любовью, лаской, добротой.  

Муз. рук. Вы, ребята, не заснули?

Слайд 9. Тогда скажите, что за песенки пели на гулянках,  маленькие задорные, в которых рассказывалась целая история? Чаще всего с юмористическим содержанием (смешные).

(ответы детей).

Правильно, это Частушки. Нельзя представить русский народ без частушки.

Слово «ЧАСТУШКА» образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е.  много раз повторяющийся: частушка основана на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.

Что ж, ребята, не сидите,

Поскорее выходите!

Мы задорные частушки

Про капусту пропоем!

Частушки

 Дети садятся.

 

Слайд 10. Муз. рук. Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта  отражена  в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли  людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей.

  Пальчиковая игра «Кузнец»

 

  Слайд 11. А сейчас мы вспомним  трудовую

русскую народную песню «Во кузнице» (подпевание)

III  часть

 

Слайд 12 Муз. рук.  Народные песни обычно пелись под аккомпанемент русских народных инструментов. А какие русские музыкальные  инструменты вы знаете? (Ответ детей –балалайка, гармошка, дудочка, ложки).

       Слайд  13. Основным музыкальным  инструментом была балалайка, кроме того, очень любили различные дудочки и свирели, которые вырезали своими руками. В качестве шумовых инструментов использовали ложки, колокольчики, трещотки.  

(примеры инструментов – на столике)

Слайд 14.

Музыканты,  не сидите, инструменты вы берите.

Оркестр  - р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

 

Слайд 15.

Муз. рук.:  А уж  как любили русские люди играть.  Много на праздниках пели и играли. Давайте и мы поиграем в

игру «Тень – тень, потетень».

 

Слайд 16.

Муз. рук.:  Мы сегодня говорили о русской  песне.  Узнали и услышали, как красивы и выразительны русские народные песни.  Скажите мне, какие песни мы сегодня пели(ответы детей).

И теперь мы знаем, что "В песне – душа народа".   

Что  у человека на душе, то и  отражается  в песне.  В песне русский народ  рассказывал и пел о том, что его заботило, радовало и тревожило.

Лучшие народные песни не забывались, выжили и дошли  до нас, до нашего  времени . Я вижу, что вы с удовольствием поёте песни наших прапрабабушек и прапрадедушек.

 И я хочу, чтобы вы эту любовь пронесли через всю свою жизнь, и передали её своим детям.

 До свидания. Жду вас на следующем занятии.

Дети под р.н.м. выходят из зала под  р.н.п.  «На горе –то калина»

_________________________

 

20 марта 2022 в 15:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.