Третьякова Ирина Петровна. Персональный сайт педагога.
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 24118.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Ирина Третьякова (УИ №524475, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Конспект НОД для старших дошкольников «Русская песня - душа народа»«Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Русская песня – душа народа» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными песнями. Задачи: 1.Формировать устойчивый интерес детей к традициям русского народа, русскому фольклору, музыкальной культуре своего народа. 2.Обобщить знания детей о жанрах русской народной песни (колыбельные, хороводные, плясовые, частушки). 3.Развивать у детей эмоциональный отклик на народную музыку. 4.Развивать музыкальные способности детей: певческий голос, навыки выразительного исполнения. 5.Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям русской культуры. Ход занятия. Слайд 1 Дети заходят под р.н.м. «Ах, ты береза» Приветствие Утро начинается, Вместе мы встречаемся, Поет: «Здравствуйте, ребята!» Дети ответ поют: «Здравствуйте! Я вам очень рада. Муз. рук: А сейчас поприветствуем наших гостей. Дети поют: «Здравствуйте! Недаром в народе говорят: «Где песня поётся, там весело живётся». А песня русская … и в березах, Песня русская в хлебах, На покосах, на морозах, На санях и на лугах. Столько песен у России – Сколько во поле цветов. Столько песен у России, Сколько в рощице берез…. С. Есенина «Русская песня».
Какую русскую народную песню о березке вы знаете? (“Во поле береза стояла») С давних пор до нас дошла хороводная песня «Во поле береза стояла». Стройную, белую, кудрявую березку всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Россия и береза - эти два понятия неразделимы. Мы по кругу пойдем, хоровод заведем. Хоровод «Во поле береза стояла» Дети исполняют хоровод, и спокойным шагом садятся на стулья. II часть Слайд 2.
Муз. рук.: У каждого из вас есть день рождения, вы знаете, в каком месяце вы родились и какого числа. А вот русская народная песня не имеет дня рождения, никто не знает, когда появилась первая народная песня. А было это возможно так: Слайд 3. «Вот пристроил мужик к своей избе новые сени, радуется. Присел на завалинку да давай наигрывать на балалайке да припевать все, что на ум придет: «Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои. Сени новые, кленовые, решетчатые...» Слайд 4. А мимо шагал с поля другой мужик, услышал он веселую задорную песню. Она ему понравилась. Пришел он в свою деревню, взял в руки гармошку да давай вспоминать песню, которую недавно слышал. Раньше ведь нот никто не знал, запоминали по памяти. Стал петь да играть, да только уж по-своему. Так и передавались песни от одного человека к другому. Дети слышали, как поют старшие, запоминали. А когда сами подрастали, пели их своим детям. Так и передавались песни из поколения в поколение. А кто их сочинил, мы так и не знаем, говорим – народ. С тех пор стали называть песни народные.
Русских народных песен очень много, не сосчитать: трудовые, календарные, свадебные, хороводные, игровые, плясовые, исторические песни, лирические протяжные песни, частушки и др. Слайд 5. А еще о песне есть такие пословицы: -Песня - душа народа. -Беседа дорогу коротает, а песня работу. -Весело поется, весело прядется. -Без частушек прожить можно, да что-то не живут. -Голосу нет, душа поет. -Петь хорошо вместе, а говорить врозь. Слайд 6. Песня сопровождает человека всю его жизнь. О чем же мы узнаем из песен? (Ответ). О том, как работали, как отдыхали люди. Что ели, как одевались. О том, как любили, страдали, растили детей, как воевали, побеждали. Очень много народных песен о красоте природы, о полях, реках, лесах, садах. Из песен мы узнаем, о чем мечтали люди. В песнях высмеиваются отрицательные черты характера человека: лень, трусость, жадность. Воспевается доброта, смелость, красота, трудолюбие. Муз. рук.: А какую первую песню слышит человек? Слайд 7. Первая песня, которую напевает каждая мама своему сыночку или дочке. (Ответ). Да, это колыбельные песенки. А почему их так назвали? Потому что они исполнялись у колыбели. Раньше колыбелью называли кроватку, от слов «колебать», качать. Эти песенки должны были помочь маме уложить ребёнка спать, убаюкать. Слайд 8. В колыбельных песнях мы слышим, как мама призывает птичек помочь….. Люли- люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стала гули ворковать, Нужно Ване крепко спать. Просит собачку не лаять…. Баю-баю-баю-бай, Ты, собаченька, не лай. Белолоба, не скули, Нашу Машу не буди. А капризного ребенка может ласково припугнуть сереньким волчком. Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И утащит за бочок. Колыбельные песни пели спокойно, протяжно. Девочки, возьмите свои любимые игрушки и ласково укачайте их, убаюкайте. Девочки исполняют колыбельную песню «Котя, котенька, коток» Котя, котенка, коток,
Нашу деточку качать.
Все колыбельные песни пронизаны любовью, лаской, добротой. Муз. рук. Вы, ребята, не заснули? Слайд 9. Тогда скажите, что за песенки пели на гулянках, маленькие задорные, в которых рассказывалась целая история? Чаще всего с юмористическим содержанием (смешные). (ответы детей). Правильно, это Частушки. Нельзя представить русский народ без частушки. Слово «ЧАСТУШКА» образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся: частушка основана на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами. Что ж, ребята, не сидите, Поскорее выходите! Мы задорные частушки Про капусту пропоем! Частушки Дети садятся.
Слайд 10. Муз. рук. Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта отражена в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Пальчиковая игра «Кузнец»
Слайд 11. А сейчас мы вспомним трудовую русскую народную песню «Во кузнице» (подпевание) III часть
Слайд 12 Муз. рук. Народные песни обычно пелись под аккомпанемент русских народных инструментов. А какие русские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответ детей –балалайка, гармошка, дудочка, ложки). Слайд 13. Основным музыкальным инструментом была балалайка, кроме того, очень любили различные дудочки и свирели, которые вырезали своими руками. В качестве шумовых инструментов использовали ложки, колокольчики, трещотки. (примеры инструментов – на столике) Слайд 14. Музыканты, не сидите, инструменты вы берите. Оркестр - р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Слайд 15. Муз. рук.: А уж как любили русские люди играть. Много на праздниках пели и играли. Давайте и мы поиграем в игру «Тень – тень, потетень».
Слайд 16. Муз. рук.: Мы сегодня говорили о русской песне. Узнали и услышали, как красивы и выразительны русские народные песни. Скажите мне, какие песни мы сегодня пели? (ответы детей). И теперь мы знаем, что "В песне – душа народа". Что у человека на душе, то и отражается в песне. В песне русский народ рассказывал и пел о том, что его заботило, радовало и тревожило. Лучшие народные песни не забывались, выжили и дошли до нас, до нашего времени . Я вижу, что вы с удовольствием поёте песни наших прапрабабушек и прапрадедушек. И я хочу, чтобы вы эту любовь пронесли через всю свою жизнь, и передали её своим детям. До свидания. Жду вас на следующем занятии. Дети под р.н.м. выходят из зала под р.н.п. «На горе –то калина» _________________________
20 марта 2022 в 15:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.