Третьякова Ирина Петровна. Персональный сайт педагога.

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 24118.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Ирина Третьякова (УИ №524475, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

«Народное творчество как средство приобщения дошкольников к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию»

Консультация для родителей

«Народное творчество как средство приобщения дошкольников к истокам культуры Родного края  на занятиях по музыкальному воспитанию»

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственное начало в воспитании человека оказалось потеснённым урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В этом  случае страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьёй, природой, истоками своей культуры.

  По словам К.Д.Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, очень велика.

Можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора, которые изучаются детьми на музыкальных занятиях в детском саду: народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты.    

Первые детские впечатления о народной песне  дети получают в младшей группе. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или характером музыки. При разучивании русской народной прибаутки «Петушок» детей  спрашиваем: «Как поёт петушок?»,  привлекая детей к подпеванию. В средней группе усложняется режиссура песни, может быть несколько солистов («ведёт музыку» комар, а стрекоза «плясать идёт») и др. В старшей группе значительно расширяется объём песенного репертуара, добавляются песни шутливо- комического характера («Шел козел по лесу», «Ворон»).  Именно в старшей группе вводится  жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и лёгкости. Ребёнок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть,  сплясать, а ещё подыграть на музыкальных инструментах.  

Второе направление, изучаемое детьми на музыкальных занятиях – это народная хореография.

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленям, перебежки, пружинка, прыжки.  В этом возрасте мы учим детей реагировать на плясовую музыку.  Разучивание плясовых элементов проводится по показу взрослых.  В средней группе вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку, топать с остановками.  В хороводах  обучаем детей  менять направление в кругу.  В старшей группе  дети учатся  простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног.  

Следующее направление - народные игры.   Через игру ребёнок познаёт мир.  В младшей группе игры побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу. В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки, чтобы выбрать ведущего. В старших  группах дети участвуют  в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

И еще одно направление – игра на русских народных инструментах. В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребёнка с тем или иным инструментом. Ребёнок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. В средней группе продолжаем  знакомить детей с музыкальными инструментами, с их звучанием в ансамбле.   В старших группах  игру на музыкальных инструментах  сочетаем с   песней, игрой, пляской. В процессе создания оркестра учитывать симпатии детей к определённым инструментам.  

Жизнь детей в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Поэтому итогом изучения с детьми репертуара по музыкальному фольклору являются фольклорные праздники.

Широко внедряя в  работу по музыкальному воспитанию перечисленные направления, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, родной стране и через музыкальный  фольклор приобщаем детей к культуре. Закладываем в детях основу нравственно-патриотических чувств, любовь и гордость к своим историческим корням и национальным истокам.

20 марта 2022 в 14:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.