Третьякова Ирина Петровна. Персональный сайт педагога.

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 24118.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Ирина Третьякова (УИ №524475, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

«Развитие речи дошкольников средствами музыки»

Консультация для родителей

 

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

 

 Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.  Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

 Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. (Голос  передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И  музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.)

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей  дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально. Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Слушание музыки формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

 Пение –  это тот вид музыкальной  деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально – ритмические  движения  оказывают коррекционное воздействие на речь детей.  Л. Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка». Для развития речи детей мы отмечаем важным, в этом виде деятельности, тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность.  Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, радости,  встречи с прекрасным.  Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне, все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.

 Музыкальный руководитель

7 февраля 2021 в 17:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.